Статьи

Подписаться на RSS

Популярные теги Все теги

Взаимоотношения между учителем физической культуры и школьниками.

Мы произносим много правильных, вроде бы, слов, оправдывая применяемые нами в школе методы принуждения и насилия. И как нам не поверить, что, заставляя ученика беспре­кословно подчиняться, мы заботимся именно о нем.

    Ведь, дозволь школьнику делать все, что ему заблагорассудится, рассуждаем мы, если он не будет повиноваться и понимать педагога с полуслова, ни о каком порядке на уроке не может быть и речи. А порядок на уроках физической культуры просто необходим, так как здесь летают тяжелые баскетбольные мячи, не говоря уже о гранатах, ядрах и прочем. Нигде нет такой опасности получить травму, как на наших уроках. Значит, учебный процесс невозможен без порядка.

   О том, как мы его наводим, в какие отношения при этом вступаем с детьми, и попробуем разобраться, рассматривая конкретные ситуации, которые автору этой статьи лично доводилось наблюдать или в которых он сам был в числе действующих лиц.

    Начнем с того, что понимать под порядком. Не обращаясь к наукообразным определениям, представим себе урок физической культуры. Учитель отдает команды, дети четко их выполня­ют. Учитель — это высшая власть: он знает, что делать, как делать, когда делать, зачем делать. Если ученики такие условия принимают, полно­стью повинуются его указаниям, мы говорим, что порядок есть.

     Какой путь ведет к достижению такого поряд­ка? Как правило, следующий. Во-первых, до учеников доводят требования к поведению, которые учитель считает необходимым соблю­дать. Во-вторых, жестко и неукоснительно следят за выполнением этих требований. Главное здесь, чтобы все происходило без исключений, послаблений и за каждое нарушение следовали наказания, причем неважно, в какой форме. Учащиеся скоро привыкают, и в присутствии учителя порядок обеспечен, а в некоторых случаях и без него дети не шалят, не безобразни­чают, зная его строгость и дотошность в расследо­вании нарушений.

   Читатель, наверное, уже понял, что я не за этот путь. Безусловно, обеспечение безопасности школьников на уроках физической культуры — важнейшее направление работы учителя. Я вме­сте со многими родителями считаю: пусть мой ребенок не научится чему-нибудь, зато я буду спокоен за его здоровье. При этом имеется в виду физическое, если можно так сказать, здоровье ребенка. Однако это только часть его здоровья. Оправдано ли травмировать детей психически, запугивая, унижая, оскорбляя их, ради их послушания, ради видимого, внешнего порядка?

   Начну с примера. По данным исследований психологов, даже малыши начиная с трехлетнего возраста способны выполнять соответствующие их возможностям задания только в том случае, если им совершенно ясен смысл ставящихся перед ними задач. О школьниках в этом плане, думаю, и говорить не стоит. Мне кажется, ученикам можно предлагать что-либо для выпол­нения лишь после того, как они осмыслили, зачем и для чего им это нужно. Повторю: понять задание, и осознать, и принять его — совсем не одно и то же.     Ученик может понять, что от него хотят, но не принять задание как необходимое ему. А для успешной работы нужно именно принять задание. Другими словами, не только требования учителя должны быть ясны ученику, но в этих требованиях школьнику необходимо помочь отыскать свое, нужное ему. Тогда только можно надеяться, что произойдет смена режи­мов работы — с чистого исполнительства на сотрудничество с учителем, а впоследствии появится и самостоятельность. Поэтому помимо накопления методических приемов, которые способствуют освоению учащимися учебного материала, педагогу очень важно обращать внимание на то, как осуществляется его взаимо­действие с учениками. Такой анализ явится одной из предпосылок повышения педагогического мастерства.

   Попытаюсь на отдельных примерах взаимо­отношений учеников с учителем обратиться к этой стороне педагогического процесса. Давая детям задание, учитель должен не забывать о следующем. Во-первых, чтобы дети задание поняли. Этот совет не настолько тривиален, как может показаться поначалу, особенно если речь идет о младших школьниках. Кому не приходи­лось наблюдать учителей, бушующих в гневе на бестолковых учеников, которые делают совсем не то, что им было сказано. Однако зачастую дети здесь ни в чем не повинны. Они слушали педагога, но поняли его по-своему. Это он не удосужился проверить, что в детском сознании после его объяснения осталось. Отсюда и недо­разумения. К слову сказать, в связи с темой нашего разговора и по многим другим причинам, лучше не начинать общение с ребенком с замеча­ния, даже если он, по вашему мнению, его заслужил. Не редкость, когда учитель, выяснив причины, попадает в неловкое положение оказы­вается, ребенок просто не понял, чего от него требовали.

    Всем учителям, и особенно работающим в начальных классах, важно добиваться от учеников «обратной связи» на свои указания, замечания. Намного чаще, чем мы порой предполагаем, они не так понимают слова учителя. Например, мальчик делает кувырок и не выполняет группировку. Учитель снова и снова указывает на ошибку, но тот упорно продолжает свое: перекатывается через голову в упор присев и лишь тогда обхватывает голени руками* прижимается грудью к коленям. Причины этого в исследуемой нами ситуации оказались в следующем. Положение группировки ученик принимал первоначально из положения упора присев. Поэтому в его представлении «группировка» сочеталась именно с этим положением. Последу­ющие упражнения — перекаты в группировке, группировка лежа на спине — воспринимались им уже как нечто иное, к группировке напрямую не относящееся. Поэтому-то, работая с младши­ми школьниками, мало ограничиваться односто­ронними указаниями, а надо еще наладить обратную связь, спрашивать  самих занимаю­щихся, чтобы знать, как они поняли учителя. Итак, во-первых, каждое задание должно быть понятно школьникам. Во-вторых, будучи поня­тым, каждое задание должно быть ими принято. А это возможно в том случае, когда ученики са­ми будут ставить передсобойзадачи. Что значит самому ставить перед собой задачи? Не берусь ответить на этот сложнейший вопрос полностью, но попробуем вместе хотя бы приблизиться к его пониманию. Например, учитель рассказал уча­щимся о пользе длительного бега для здоровья и для развития выносливости, рекомендуя от урока к уроку увеличивать продолжительность бега.

   Ученики задание поняли и внешне охотно его выполняют. Одни бегают, лишь бы учитель не приставал к ним, но, пользуясь удобными моментами, отлынивают от занятий бегом. Другие, заботясь об отметке, демонстративно усердствуют на глазах педагога. Третьи вообще никак не относятся ни к бегу, ни к учителю, хотя они и бегают вместе со всеми, но нацелены они на что-то, к физкультуре не относящееся. Есть и четвертые, и пятые, и у всех свои проблемы. Однако, если наша цель — физическое воспита­ние детей, нам нужно думать о том, как принести детям больше пользы. Но можем ли мы, учителя, лучше конкретного Сережи знать, что ему сейчас больше всего нужно? Наверное — нет,. Поэтому и задача наша видится мне в создании "на уроках условий, чтобы каждый ребенок находил свое, лично ему необходимое в наших заданиях.

   Как это делать? Наверняка многие из коллег найдут свои варианты. Я же рассказываю о том способе, который знаю и опробовал. Вернемся к примеру с бегом. Учитель может сказать: «Сегодня будете бегать 3 минуты, на следующем уроке — 4 минуты» — и т. д. Можно тот же материал преподнести иначе: «Выносливость развивается в том случае, если выполнять какую-либо работу, преодолевая усталость. Поэтому отметьте для себя количество кругов, которое вы пробежите до появления первых признаков усталости, а также запомните, сколько вы после этого сможете пробежать кругов. Перейдите на ходьбу и, отдохнув, попробуйте пробежать еще. На следующем уроке старайтесь свои результаты превзойти». Что сделал учитель во втором случае? Он познакомил учеников со способом развития выносливости. Теперь они (при желании, конечно) смогут ориентироваться на субъектив­ные ощущения, а не на учителя в роли надсмотрщика, смогут ставить свои задачи. Правда, выдвинутое нами предложение — не решение всех проблем, но, по-моему, делается небольшой шаг в направлении предоставления учащимся больших прав, а отсюда и возрастаю­щая их ответственность за свои действия: они сами определяют, сколько кругов им, например, бегать. Таким образом, и достижение конечных результатов будет на их совести.

    Развивая эту мысль, конкретизируем еще один момент. Часто замечания учителя не срабатыва­ют, потому что дети не осознают, что они делали что-то не так. Поэтому простые указания педагога типа «Встань в строй! Не вертись! Не бери мяч!...» часто бывают бесполезными. Если этим заниматься весь урок, учитель может превратить­ся в пастуха. Эффективнее попросить расша­лившегося или провинившегося повторить зада­ние, выяснить, выполнял ли он его, попросить объяснить, почему учителю пришлось обратить внимание на его поведение, и т. п. Как правило, подобные вопросы, произнесенные спокойным тоном, выводят детей из так называемого полевого состояния, в которое они иногда впадают, помогают им разобраться в том, что происходит на уроке, понять свое место в учеб­ном процессе, и прочие.

   А разве нет учителей, которые во вне учебное время бывают с детьми больше, чем на уроках! Их ученики прекрасно понимают, для чего и зачем они занимаются на уроках, им не требуются лишние объяснения. Без труда можно привести еще много примеров. Поэтому дело не в описываемых случаях, а в том, что за ними понимание, осмысление, осознание учениками того процесса (процесса физического воспита­ния), в который они включены на уроках физической культуры. Только сам учитель на своем конкретном месте, анализируя свои дей­ствия и действия детей, пытаясь каждый раз проникать в суть этих действий для выяснений той реальности, которая за ними стоит, сумеет понять, какую в действительности работу он выполняет: «оздоровляет» учащихся, заставляя их выполнять его задания, или они занимаются на его уроках физической культурой.

    Словом, важно не заставлять и принуждать детей бездумно выполнять наши требования, а стараться с возможной полнотой раскрывать перед ними то, что им предлагается. Это касается как освоения учебного материала, так и введения различных правил и требований, регламентирую­щих поведение учащихся, взаимодействие их с учителем, и также других вопросов.

    Приведу набивший всем оскомину пример с наличием у детей спортивной формы. Конечно, заниматься лучше в спортивной форме — это гигиенично, практичнее и удобнее, менее трав­мо опасно. Но ведь зачастую занимающиеся не осознают всего этого. Учитель, безусловно, говорит, почему на уроках физической культуры необходима спортивная форма. Однако одно дело — знать, другое — осознавать. Может быть, для достижения этой цели и нужно иногда разрешать кое-кому из забывших форму заниматься на уроке. Но при этом использовать соответствующие ситуации, показывая школьни­кам преимущества спортивных трусов в сравне­нии с брюками во время приседаний и взмахов ногами, прыжков и бега в кедах по сравнению с прыжками и бегом в сандалиях.И ни вкоем случае, используя на уроках отрицательные при­меры, нельзя обижать тех учеников, на примере действия которых вы что-либо демонстрируете. Всегда надо обставить дело так, чтобы предме­том обсуждения были не ученики, а какие-то действия, ситуации. Чтобы ребенок не выставлял­ся на посмешище перед классом.

    Необходимо также видеть, чувствовать, готовы ли учащиеся к восприятию того или иного сообщения им. На практике же, к сожалению, бывают и такие случаи, когда учитель что-либо сообщает детям, заранее уверенный, что его сообщение в данный момент не принесет пользы, не будет усвоено учащимися, так как они не готовы слушать педагога или же им мешают какие-либо другие обстоятельства. Однако педа­гог, считая, что он выполняет свой долг, что он обязан сделать то или иное сообщение, глаголет в пустоту. Поэтому подчас лучше ничего не сказать, чем сказать ничего. У учащихся должно сложиться убеждение, что, если учитель взял слово, нужно его слушать, ибо обязательно узнаешь что-то интересное, полезное, важное.

   Опытные учителя, которые за много лет перепробовали в своей работе массу разных методических приемов, наверняка возразят мо­им рассуждениям. Почему автор статьи упирает все время на сознательность и осмысленность. Разве можно, основываясь лишь на этом, плодо­творно строить учебный процесс? Ведь нередки ситуации, когда взаимопонимание с классом не получается. Дети перевозбуждены переменой, прогулкой, предыдущим уроком, да мало ли что может произойти в школе. И в такие моменты взывать к их сознательности бессмысленно.

   Согласен, случается и такое. И в подобных случаях может помочь использование различных упражнений, цель которых — воздействие на подсознательную сферу ребенка, переключение его внимания на другое действие. Наподобие того, как плачущему малышу подсовывают другую игрушку взамен разбитой и он, пора­женный ее блеском, забывает о своих огорчени­ях. Такое не должно становиться правилом, но изредка может применяться.Вот эти упражне­ния:

 

1.   Под медленный счет учителя выполнение простых движений: руки на пояс, к плечам, вверх, вперед и т.  п. Голос учителя звучит требователь­но, но успокаивающе, он сам показывает упраж­нения. Часть класса, как правило, сразу включа­ется    в    работу,    постепенно    присоединяются и остальные. Иногда бывает достаточно несколь­ких таких упражнений, чтобы дети успокоились.

 

2.  Нагрузочные упражнения (приседания, на­клоны, выполняемые с большой амплитудой) под счет в медленном или среднем темпе.

 

3. Простые упражнения, связанные с подсчетом количества повторений: руки вперед — 2 хлопка в ладоши, руки вверх — 3 хлопка, руки вперед —2 хлопка, руки вниз.

 

 4. Упражнения типа игры «Запрещенное дви­жение»: ученики быстро повторяют все движения учителя,   кроме   заранее   оговоренного   запре­щенного движения.

 

5.  Упражнения типа игры   «Класс, смирно!». Дети выполняют наклоны головой, туловищем, движения   руками,   приседания   и   т. д.   только после обращения «Класс!». Без такого обращения команды учителя выполняться не должны.

 

6. Педагог называет одно упражнение, а делает другое,   предупредив   детей,   что   они   должны следовать   словесным   командам,  а   не  показу. Можно и наоборот.

   Очень интересный случай мне пришлось наблюдать на уроке в I классе. Перевозбужден­ным детям учительница в начале урока сказала: «Вы сейчас не готовы внимательно меня слушать, сделайте несколько упражнений, чтобы успоко­иться». И малыши стали придумывать упражне­ния, чтобы успокоить себя. Через минуту-другую все они успокоились, привели себя в норму. Порядок на уроке был обеспечен.

 

Формирование мотивации к здоровому образу жизни у обучающихся на уроках физической культуры и в ходе спортивно-массовых мероприятий»

      Состояние здоровья детей России вызывает обоснованную тревогу. По данным специалистов, около 90% детей имеют отклонение в физическом и психическом здоровье; 30-35% детей, поступающих  в школу, уже имеют хронические заболевания; за годы обучения в пять раз возросло  число нарушений зрения и осанки, в четыре раза увеличивается количество нарушений психического здоровья, в три раза увеличивается число детей с заболеванием  органов пищеварения: до 80% юношей призывного возраста по медицинским критериям не готовы к службе в Вооруженных  силах. Подобное состояние здоровья -  результат длительного неблагоприятного воздействия  не только социально-экономических, экологических, но и ряда педагогических факторов.

Хотелось бы выявить причины резкого, можно сказать, катастрофического падения интереса детей к физической культуре и спорту, подвижным играм, вообще, к активным формам отдыха. Задача чрезвычайно сложная, но опыт работы и общения с детьми и их родителями, думается, поможет нам, хотя бы примерно, очертить круг причин, приведших к возникновению данной проблемы, и наметить пути выхода из создавшегося кризиса.

Не секрет, что большинство людей лишь с возрастом познают истинную цену своего здоровья, начинают отчетливо понимать, что никакие жизненные успехи и материальные блага не могут компенсировать его потерю. Вполне естественно, что детей и вовсе не волнует проблема сохранения здоровья. Забота о нем всегда была и будет уделом взрослых – семьи, школы, внешкольных и дошкольных учреждений.

Но, по-видимому, еще очень многие родители и педагоги забывают или просто не понимают, что обучать, воспитывать и гармонично развивать ребенка, как личность, легче, если он здоров и хорошо физически развит. И сегодня мы пожинаем горькие плоды, выросшие на почве непонимания, недооценки роли физического воспитания в воспитательном процессе.

Справедливости ради надо сказать, что школа и другие учебно-воспитательные учреждения многое делают для решения вопросов, связанных с сохранением и укреплением здоровья детей средствами физического воспитания. Однако не уменьшающееся число школьников с отклонениями в состоянии здоровья, как общий уровень здоровья наших детей, говорит о невысокой эффективности этой работы. В чем же корень проблемы?

Отлучение детей от массового спорта усугубилось всевозрастающим влиянием на них новых форм развлекательной сферы, их стремлением быть на острие моды в музыке, одежде, манере поведения и т.д. Поскольку в этот набор престижных занятий не входит физические совершенство, сражение за влияние на подрастающие поколение мы, взрослые, тогда проиграли. Так постепенно физическая культура, как это ни горько констатировать, стала нелюбимым предметом, а от массового спорта осталось, пожалуй, только название.

Переориентация детских интересов вылилась в опасное уменьшение объема двигательной активности, привела к серьезным последствиям: с каждым годом увеличивается число детей, имеющих излишний вес, недостаточное и негармоничное развитие мускулатуры (и, как следствие этого, порой значительное нарушение осанки) и многие другие отклонения в физическом развитии и состоянии здоровья. Детей такое положение не волнует, ибо эти недостатки превратились для них в норму. К сожалению, и для большинства взрослых тоже.

И действительно, до поступления ребенка в школу семья активно участвует во всех физкультурно-оздоровительных и других мероприятиях, которые осуществляют детские учреждения. С поступлением ребенка в школу такое положение как бы по инерции сохраняется только в 1 классе. Однако довольно быстро у родителей возникает вопрос о том, что в дальнейшем все проблемы будут решены школой.

   Здоровье – бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. Поэтому, учителя физической культуры  нашей школы  взяли за основу своей работы: сохранение здоровья учащихся за период обучения.

           К сожалению, здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но вот уже четвертый год школа № 28 работает по программе «Здоровье». В основе педагогического опыта учителей физкультуры нашей школы лежат основополагающие приоритеты:

1. Здоровый ребенок – практически достижимая норма детского развития.

2. Оздоровление – не совокупность лечебно-профилактических мер, а форма развития психофизиологических возможностей детей.

3. Индивидуально-дифференцированный подход – основное средство оздоровительно-развивающей работы с учащимися.

Ведущая педагогическая идея– мотивировать детей к тому, чтобы они с самого раннего возраста  ценили, берегли и укрепляли свое здоровье, стремились стать более здоровым и развитым не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически.

   Основная цель работы учителей физкультуры - создание наиболее благоприятных условий для формирования у школьников отношения к здоровому образу жизни как одному из главных путей в достижении успеха в условиях современного общества.

              Для достижения цели члены школьного МО учителей физкультуры поставили перед собой следующие задачи:

1.      Формирование у обучающихся необходимых знаний, умений и навыков  здорового  образа жизни.

2.      Повышение мотивации у  обучающихся к здоровому образу жизни и занятиям  физической культурой. 

3.      Популяризация преимуществ здорового образа жизни, расширение кругозора школьников в области физической культуры и спорта.

 

  Для наиболее эффективной  работы с обучающимися, особое внимание уделяем:

1.      совершенствованию учебно-воспитательного  процесса;

2.      повышению уровня профилактической  и коррекционной работы;

3.      поддержанию интереса школьников к занятиям физической культурой и спортом;

4.      формированию практических навыков здорового образа жизни.

 При планировании работы на год методическое объединение исходит из того, что основной формой физического воспитания в школе является урок. Однако, при всей его значимости, большая роль в приобщении учащихся к ежедневным занятиям физическими упражнениями принадлежит внеклассной работе. Здесь важно, чтобы физкультурно-оздоровительные мероприятия охватывали всех учащихся школы. Поэтому при составлении календаря школьных спортивно-массовых мероприятий мы стремились обеспечить единство учебной и внеклассной работы. Физкультурно-оздоровительная работа осуществлялась в школе по плану и включала различные мероприятия: участие в городской спартакиаде школьников; «Дни здоровья», «Веселые старты», олимпиады по физической культуре, спортивные соревнования в дни каникул, соревнования по туризму, шахматам среди учащихся и педагогов, проведение «Недели спорта».

Санитарно-просветительское и оздоровительно-гигиеническое воспитание учащихся и родителей проводилось учителями, классными руководителями, психологом, социальным педагогом, медицинскими работниками  через беседы с учащимися, родительские собрания, встречи с врачами - специалистами, консультации, круглые столы, лекции.

Повышению эффективности физкультурно-оздоровительной работы, формированию здорового образа жизни помогает хорошая материально-спортивная база, состояние спортивного оборудования и физкультурного инвентаря.

В школе осуществлялся врачебно-педагогический контроль за состоянием здоровья учащихся. Медицинское обследование школьников, проводилось в течение года.

Медицинские работники, социальный педагог формируют ежегодно базу данных о состоянии здоровья, индивидуальных психофизических особенностях воспитанников. 113 учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе, занимаются физической культурой по специальной программе.

Деятельность преподавателей физического воспитания направлена на вовлечение школьников в систематические занятия физической культурой и спортом в спортивные секции и группы оздоровительной направленности. В школе работает 19 видов секций по различным видам спорта.

В качестве ведущей педагогической идеи, вытекающей из темы нашей работы, мы выделяем прежде всего идею сотрудничества с родителями, медицинским персоналом, психологом, классными руководителями. Целью такой работы является повышение авторитетности  занятий физической культурой, укрепление здоровья и  формирование навыков ведения здорового образа жизни. Ее реализация уже принесла неплохие результаты как в урочной деятельности, так и во внеклассной работе.

 

Главнойцелью работыметодического объединения учителей физкультуры – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе. Для достижения цели члены школьного методического объединения учителей физкультуры поставили перед собой следующиезадачи:

üсформировать у обучающихся необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни;

üнаучить школьников использовать  полученные знания в повседневной жизни;

üобучить школьников приемам мобилизации и релаксации и духовного самосовершенствования.

Средства достижения поставленной цели.Поставленные   перед методическим объединением учителей физической культуры задачи решаются через:

1)      совершенствование методики проведения урока,

2)      индивидуальную работу со слабоуспевающими и физически развитыми обучающимися,

3)      коррекцию знаний школьников на основе диагностики развития способностей и природных задатков,

4)      мотивацию  школьников к учению.

Основными формами методической работы учителей физической культуры была работа над темами самообразования, взаимопосещение и анализ уроков по плану внутришкольного контроля, педагогический мониторинг, подготовка и проведение предметной недели, разработка методических рекомендаций в помощь учителю, организация и контроль курсовой подготовки учителей, аттестация. Ведется работа среди учителей по разработке  сценариев, уроков, а так же методических рекомендаций.

Школа работает по комплексной программе «Я гражданин», которая включает программы «Здоровье» и «Детство без», направленные на формирование здорового образа жизни обучающихся 1-11 классов и профилактику негативных явлений.  В систему мер по формированию здорового образа жизни включены следующие мероприятия: проведение традиционного месячника «Здоровью – да, вредным привычкам – нет!», «Неделя спорта», Всероссийский день здоровья, тематические классные часы, конкурсы плакатов и рисунков, выпуски тематических радиопередач «Весело живем, здоровыми растем»), выступления с публикациями в городской газете «Веснушка», проведение совместных праздников «Папа, мама, я -  здоровая семья».

В школьной библиотеке организованы и постоянно действуют выставки «У опасной черты», «Здоровый образ жизни». Библиотекарем проведены встречи с  врачами городских поликлиник «Осторожно – туберкулез» (9 класс), «За здоровый  образ жизни». (11 класс). В качестве наглядной агитации оформлен стенд в медицинском кабинете «Женщина и здоровье», выпускаются санбюллетни.

В соответствии  с программой физического воспитания и планом спортивно-массовых мероприятий, утвержденным на методическом объединении учителей физической культуры проводятся «Дни здоровья». В их программу включаются мероприятия для активного отдыха, массовые игры, соревнования по туризму и ориентированию. При проведении «Дней здоровья» на открытом воздухе, учащиеся получают возможность проявить большую активность, самостоятельность и инициативу в действиях.  Проведение физкультурных занятий на открытом  воздухе обеспечивает выполнение одной из важнейших задач физического воспитания – совершенствование функциональных систем – закаливание организма ребенка.

Теория и практика физического воспитания убедительно свидетельствуют, что особую значимость имеют упражнения, направленные на развитие  выносливости (бег, прыжки, подвижные игры, туризм, ориентирование), способствующие расширению функциональных возможностей сердечно-сосудистой, дыхательной систем, совершенствованию деятельности центральной нервной системы и, тем самым, общему укреплению здоровья и повышению работоспособности организма. Проведение же таких занятий на открытом воздухе, в лесу при достаточной двигательной активности детей обеспечивает хороший закаливающий эффект.

Хочется поделиться опытом проведения «Дней здоровья» у нас в школе. Согласно плану  спортивно-массовых мероприятий, они проводятся два раза: в начале и в конце учебного года для 5-11 классов.

В один из осенних дней учащиеся школы отправляются в лес для проведения соревнования по кроссу «Золотая осень». Дети выполняют бег 500 метров (девушки), 1000 метров (юноши).

После подведения и награждения победителей, ребята занимаются по произвольной программе: играют в волейбол, футбол, пекут картошку в костре, поют песни.

Весной все отправляются на занятия по  туризму. Он является важной составляющей внеклассной спортивной работы. Участие в туристических походах способствует развитию таких качеств, как личная инициатива и взаимная выручка, настойчивость, сила воли и высокая дисциплинировать. Пребывание на свежем воздухе, воздействие солнца и дозированных физических нагрузок, разнообразие впечатлений нормализуют  деятельность центральной нервной системы, восстанавливают силы, повышают работоспособность.

Учащиеся 5-11 классов вместе со своими классными руководителями выдвигаются в лес Обуховские дачи для проведения общешкольного слета, здесь проводятся соревнования  по туристическим навыкам. Ребята соревнуются в прохождении полосы препятствий, ориентировании (хождении по азимуту). Кроме этого, проводятся конкурсы художественной самодеятельности, на лучшую газету, конкурс поваров, спортивные соревнования. Остальное время дети просто отдыхают, общаются с друг с другом.

В конце  III четверти проводили «Неделю спорта» в 1-11 классах. При планировании этих соревнований разрабатываются положения для каждой параллели: 1-3 классы «Веселые старты»; 4-5 классы – соревнования по «Перестрелке»; 6-7 классы – «Пионербол»; 8-9 классы «Баскетбол»; 10-11 классы (девушки) – «Волейбол»; 10-11 классы (юноши) - «Футбол».

Эти соревнования проходят с большим интересом, у учащихся поднимается настроение, появляется желание заниматься в дальнейшем спортом, дети записываются в секции понравившего вида спорта.

Занятия на уроках, участие в соревнованиях, одним словом, физкультура – одна из основ нашего здоровья.

Именно учителя физкультуры должны помочь ребятам избавиться от сутулых плеч и впалой груди, развивать у них силу, быстроту, гибкость, ловкость.

Это особенно важно в современных условиях  с резко обострившейся экологической обстановкой и возросших стрессовых воздействиях.

 Однако в обучении физической культуре есть несколько типичных проблем, заставляющих учителей обращаться к опыту своих коллег, к новаторским идеям, к науке. Основными проблемами можно считать следующие:

1.      Низкий авторитет предмета

2.      Слабая материально-техническая база

3.       Перегруженность залов.

Для повышения авторитета предмета нужен новый подход к физкультуре в школе, соединяющий в одно целое уроки физкультуры и спортивные внеклассные мероприяти

К семейной жизни — готовить!

В нашей стране семья —   это союз мужчины и женщины, объединенных чувством любви, дружбы, взаимного уважения, ведущих при этом общее хозяйство и оказывающих друг другу моральную и материальную поддержку. Важнейшей задачей семьи является рождение и воспитание детей, развитие их физических и духовных сил — в органической связи с обще­ственным воспитанием в духе преданности Родине.

Семья — это выработавшаяся за многие века форма объеди­нения людей мужского и женского пола в интересах создании нормальных условий для их повседневной жизнедеятельности, сохранения здоровья (известно, что заболеваемость людей в семье ниже, а продолжительность жизни выше, чем несемей­ных), рождения и воспитания детей, передачи жизненного опыта, осуществления преемственности поколений. Ясно, что семья представляет собою большую ценность, и в интересах общества необходимо всячески ее укреплять.

В прежнее время в обществе действовало множество факто­ров, препятствующих формальному распадению семьи и в том случае, когда фактически она переставала соответствовать своему назначению. Ведь не случайно брак был наиболее «устойчивым» в то время, когда согласия жениха и невесты на вступление в брак и не требовалось: обо всем договаривались родители. Однако о семейном счастье говорить тогда и не приходилось. В настоящее время браки заключаются почти исключительно на основе взаимной симпатии и любви.

Поскольку современный брак основан прежде всего на люб­ви, важнейшую роль в нем играет сохранение и развитие этого чувства в совместной жизни. Однако этому препятствует пре­жде всего то существенное обстоятельство, что молодые люди далеко не всегда способны различать качества возможного будущего супруга, необходимые для совместной жизни, и каче­ства, приятные для времяпрепровождения в компании. Нередко они вообще не нацелены на такую оценку. Иначе в качествах, высокоценимых ими в партнерах, не попадали бы на первые места такие, как умение танцевать или играть на гитаре, или еще что-либо в том же духе. По сути дела, многие не способны различать некоторые навыки, которыми обладают представители противоположного пола, и качества их характе­ра, их нравственные достоинства. А не могут они этого потому, что никто их этому не только не учит, но даже и не ставит перед ними вопроса о необходимости этого. Хочется верить, что читатели этой книги сумеют избежать этой ошибки.

У многих молодых людей складывается неверное понимание семьи: девушки и юноши не осознают, что семья — это действительно ячейка общества, а не замкнутое в себе сожи­тельство мужчины и женщины.

Нередко молодые люди неспособны разобратьсяисвоих чувствах, отличить любовь от влечения, от влюбленности. Так, при опросе в Санкт - Петербурге тысячи разведенных супругов выяс­нилось, что 27,3% опрошенных никогда не шли на уступки своему бывшему супругу, а 59,7% —только иногда. Поскольку речь идет об уступках в повседневной жизни, а не принци­пиальных разногласиях, где каждый человек должен отста­ивать свою позицию, то такая неуступчивость может быть объяснена только отсутствием истинной любви. Не зря ведь сказано, что «истинная любовь не только приемлет человека таким, каков он есть, но и хочет его именно таким».

В семейной жизни порою преувеличивают значение мело­чей, неоправданно придают им слишком большое значение, толкуют их слишком широко и т. д. Многие не понимают, что в принципе конфликты между людьми вполне возможны и важной пробой душевных качеств человека является его отно­шение к конфликту, умение разрешить его без ущерба для другого человека. Многие не понимают, что в любом кон­фликте победившей стороны все равно нет, — проигрывают равно оба участника конфликта. Недостаточно уважительное отношение к людям приводит к стремлению, часто неоправ­данному, переделать супруга. А ведь если недостатки неболь­шие, то нужно, зная их естественность для всякого человека, относиться к ним с пониманием, терпимостью. Если же недо­статки эти большие, то нужно уметь увидеть их заблаговремен­но.

Нужно ли говорить, что воспитание и такой терпимости, и такой критичности уместно и необходимо еще в те годы, когда опоздании реальной семьи нет и речи.

От чего же еще зависит прочность будущего брака? Важное значение имеют те качества супругов, которые не осознаются ими самими, но поддаются воспитанию при осознанном к ним отношении родителей. Качества, которые закладываются сегодня, а роль свою сыграют завтра.

Прямое отношение к проблеме прочности брака имеет женственность. Так, наблюдения свидетельствуют о том, что «чаще всего неудачными, несчастными в семейной жизни бывают те из пациенток, которые словно нарочно стремятся скрыть признаки женственности. Папироса в зубах, резкий голос, слишком свободная, грубоватая манера держаться, намеренно мужские обороты речи...» Напротив, «брак с истинно женственной девушкой влияет на мужчину двояко. С одной стороны, он становится более мужественным от потребности опекать, защищать, с другой — резкие черты его характера смягчаются, постепенно он и сам становится ласко­вее и добрее...».

Действительно, большая сила заключена в женской «слабо­сти». И бессильны как женщины оказываются те из них, кто поддается соблазну таких «модных» привычек, как курение, излишне «свободные» манеры и т. д. Они сами лишают себя возможности специфически, по-женски влиять на мужчин, хотя себе они кажутся интересными, современными, передовы­ми. Происходит это, во-первых, от непонимания мужской пси­хологии, от незнания того, какие именно качества женщин привлекают мужчин, и, во-вторых, от того, что качества, кото­рые позволяли девушкам более свободно чувствовать себя среди представителей мужского пола, в мужской компании, бесполезны или даже вредны при вступлении в брак и в супру­жеской жизни. Сходные с мужскими манеры действительно позволяют женщинам порою по-свойски общаться с мужчина­ми, быть с ними в дружеских отношениях, но из этих отно­шений никогда не вырастает настоящая любовь. Дело в том, что женщина только в том случае будет привлекательной для мужчины, если у него на ее присутствие будет возникать какая-то реакция, если его поведение при этом непроизвольно, пусть и в небольшой степени, но меняется. Иными словами, жен­щина всегда должна быть для мужчины осознанным или неосознанным стимулом. Усваивающие же мужские манеры женщины теряют такую возможность влиять на мужчин, абсо­лютно ничего не приобретая взамен.

 

Библиографический список:

1.  Азаров Ю.П. Семейная педагогика. Педагогика любви и свободы. М., Аргументы и факты 2003.

2.  Петровский А.В. Дети и тактика семейного воспитания. М., Знание 1981.

3.  Соловейчик С. Педагогика для всех. М., 1987.

 

 

 

ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ И СПОРТ

Одаренность – значительное по сравнению с возрастными нормами опережение в умственном или физическом развитии либо исключительное развитие специальных возможностей. Одаренность детей может быть установлена и изучена только в процессе обучения и воспитания, в ходе выполнения ребенком той или иной содержательной деятельности.

Проблемы ее диагностики и развития волнуют на протяжении многих столетий. Интерес к ней в настоящее время очень велик, и это объясняется общественными потребностями. И, прежде всего, потребностью общества в достижении высоких результатов на различных соревнованиях. И именно высокоодаренные люди способны внести свой наибольший вклад в развитие современного спорта. Проявления физической одаренности у ребенка связаны с чрезвычайными возможностями детских лет жизни. Нужно иметь в виду, что в ранние дошкольные годы стремительное физическое развитие происходит у всех детей, оказывая решающий вклад детских лет в становления любого интеллекта.

Одаренные дети нуждаются в индивидуализированных программах обучения. Педагоги, работающие с такими детьми, проходят специальную подготовку. Именно дети с выраженными физическими качествами больше всего нуждаются в «своем » учителе. Неподготовленные учителя часто не могут выявить одаренных детей, не знают их особенностей, равнодушны к их проблемам. Иногда неподготовленные учителя враждебно настроены по отношению к выдающимся детям, такие учителя часто используют для одаренных детей тактику количественного увеличения заданий, а не качественное их изменение. Личность учителя является ведущим фактором любого обучения. Не является исключением и ситуация с учителем для одаренных детей. Наиболее существенным фактором успешности работы учителя является глобальная личностная характеристика – система взглядов и убеждений, в которой большое значение имеют представления о самом себе, других людях, а также о целях и задачах своей работы. Именно эти составляющие постоянно проявляются в межличностном общении. В настоящее время наблюдается повышенный интерес к проблеме одаренности, к проблемам выявления, обучения и развития одаренных детей и, соответственно, к проблемам подготовки педагогов для работы с ними. Одаренность следует рассматривать как достижения и как возможность достижения. Смысл утверждения в том, что нужно принимать во внимание и те способности, которые уже появились, и те, которые могут проявиться.

Оценка конкретного ребенка как одаренного в значительной мере условна. Самые замечательные способности ребенка не являются прямым и достаточным показателем его достижений в будущем. Нельзя закрывать глаза на то, что признаки одаренности, проявляемые в детские годы, даже при самых, казалось бы, благоприятных условиях могут либо постепенно, либо весьма быстро исчезнуть.

Работа с одаренными детьми выступает одним из вариантов конкретной реализации права личности на индивидуальность. Вообще массовое образование является одним из наиболее важных институтов современного общества. Это образование по самой своей природе обязано заботься, в первую очередь, о большинстве учеников. Однако ориентированная на средний уровень школа оказывается не очень хорошо приспособленной для тех, кто сильно отличается от этого среднего уровня как в сторону меньших, так и больших способностей.

Но детский спорт высоких достижений должен отвечать требованиям и нужно обеспечить выполнение следующих организационных мер:

1. Привести тренировочно - соревновательный процесс в соответствие с особым статусом ребенка, с его склонностями, способностями и условиями развития.

2. Тренер несет ответственность не только за спортивную подготовку вверенных ему детей, но и за их общее воспитание для настоящего и будущего.

3. Необходимо тщательное медицинское обследование детей на пригодность; оно, во-первых, должно гарантировать, что к занятиям на уровне спорта высоких достижений будут допущены только абсолютно здоровые дети, а, во-вторых, должно дать материал для рекомендаций относительно наиболее подходящих данному ребенку видов спорта и допустимых для него тренировочных нагрузок. Необходим также основательный и регулярный медицинский надзор.

4. Следует регулярно информировать родителей о том, каково положение их детей в спорте, об их перспективах и риске, связанном со спортивной деятельностью. Это нужно для того, чтобы родители могли выбрать верную педагогическую позицию и в нужный момент поддержать своих детей.

В заключение необходимо напомнить, что работа педагога с одаренными детьми – это сложный и никогда не прекращающийся процесс. Он требует от учителей и воспитателей личностного роста, хороших, постоянно обновляемых знаний в области психологии одаренных и их обучения, а также тесного сотрудничества с психологами, другими учителями, администрацией и обязательно с родителями одаренных детей. Он требует постоянного роста мастерства, педагогической гибкости, умения отказаться от того, что еще сегодня казалось творческой находкой и сильной стороной.

Список использованной литературы:

1.     Бахмутский А.Е. Школьная система мониторинга качества образования. Псков:      

     АНО «Центр социального проектирования «Возрождение» , 2004.

2. Бабаева Ю.Д. «Психология одаренности детей и подростков» М; 2000г.

3. Хуторской А.В. «Развитие одаренности школьников: методика продуктивного

     обучения»-М; 2000г.

4. Юркевич В.С. «Одаренный ребенок» - М; 1996 г.

  • 1
  • 2