Статьи

К семейной жизни — готовить!

В нашей стране семья —   это союз мужчины и женщины, объединенных чувством любви, дружбы, взаимного уважения, ведущих при этом общее хозяйство и оказывающих друг другу моральную и материальную поддержку. Важнейшей задачей семьи является рождение и воспитание детей, развитие их физических и духовных сил — в органической связи с обще­ственным воспитанием в духе преданности Родине.

Семья — это выработавшаяся за многие века форма объеди­нения людей мужского и женского пола в интересах создании нормальных условий для их повседневной жизнедеятельности, сохранения здоровья (известно, что заболеваемость людей в семье ниже, а продолжительность жизни выше, чем несемей­ных), рождения и воспитания детей, передачи жизненного опыта, осуществления преемственности поколений. Ясно, что семья представляет собою большую ценность, и в интересах общества необходимо всячески ее укреплять.

В прежнее время в обществе действовало множество факто­ров, препятствующих формальному распадению семьи и в том случае, когда фактически она переставала соответствовать своему назначению. Ведь не случайно брак был наиболее «устойчивым» в то время, когда согласия жениха и невесты на вступление в брак и не требовалось: обо всем договаривались родители. Однако о семейном счастье говорить тогда и не приходилось. В настоящее время браки заключаются почти исключительно на основе взаимной симпатии и любви.

Поскольку современный брак основан прежде всего на люб­ви, важнейшую роль в нем играет сохранение и развитие этого чувства в совместной жизни. Однако этому препятствует пре­жде всего то существенное обстоятельство, что молодые люди далеко не всегда способны различать качества возможного будущего супруга, необходимые для совместной жизни, и каче­ства, приятные для времяпрепровождения в компании. Нередко они вообще не нацелены на такую оценку. Иначе в качествах, высокоценимых ими в партнерах, не попадали бы на первые места такие, как умение танцевать или играть на гитаре, или еще что-либо в том же духе. По сути дела, многие не способны различать некоторые навыки, которыми обладают представители противоположного пола, и качества их характе­ра, их нравственные достоинства. А не могут они этого потому, что никто их этому не только не учит, но даже и не ставит перед ними вопроса о необходимости этого. Хочется верить, что читатели этой книги сумеют избежать этой ошибки.

У многих молодых людей складывается неверное понимание семьи: девушки и юноши не осознают, что семья — это действительно ячейка общества, а не замкнутое в себе сожи­тельство мужчины и женщины.

Нередко молодые люди неспособны разобратьсяисвоих чувствах, отличить любовь от влечения, от влюбленности. Так, при опросе в Санкт - Петербурге тысячи разведенных супругов выяс­нилось, что 27,3% опрошенных никогда не шли на уступки своему бывшему супругу, а 59,7% —только иногда. Поскольку речь идет об уступках в повседневной жизни, а не принци­пиальных разногласиях, где каждый человек должен отста­ивать свою позицию, то такая неуступчивость может быть объяснена только отсутствием истинной любви. Не зря ведь сказано, что «истинная любовь не только приемлет человека таким, каков он есть, но и хочет его именно таким».

В семейной жизни порою преувеличивают значение мело­чей, неоправданно придают им слишком большое значение, толкуют их слишком широко и т. д. Многие не понимают, что в принципе конфликты между людьми вполне возможны и важной пробой душевных качеств человека является его отно­шение к конфликту, умение разрешить его без ущерба для другого человека. Многие не понимают, что в любом кон­фликте победившей стороны все равно нет, — проигрывают равно оба участника конфликта. Недостаточно уважительное отношение к людям приводит к стремлению, часто неоправ­данному, переделать супруга. А ведь если недостатки неболь­шие, то нужно, зная их естественность для всякого человека, относиться к ним с пониманием, терпимостью. Если же недо­статки эти большие, то нужно уметь увидеть их заблаговремен­но.

Нужно ли говорить, что воспитание и такой терпимости, и такой критичности уместно и необходимо еще в те годы, когда опоздании реальной семьи нет и речи.

От чего же еще зависит прочность будущего брака? Важное значение имеют те качества супругов, которые не осознаются ими самими, но поддаются воспитанию при осознанном к ним отношении родителей. Качества, которые закладываются сегодня, а роль свою сыграют завтра.

Прямое отношение к проблеме прочности брака имеет женственность. Так, наблюдения свидетельствуют о том, что «чаще всего неудачными, несчастными в семейной жизни бывают те из пациенток, которые словно нарочно стремятся скрыть признаки женственности. Папироса в зубах, резкий голос, слишком свободная, грубоватая манера держаться, намеренно мужские обороты речи...» Напротив, «брак с истинно женственной девушкой влияет на мужчину двояко. С одной стороны, он становится более мужественным от потребности опекать, защищать, с другой — резкие черты его характера смягчаются, постепенно он и сам становится ласко­вее и добрее...».

Действительно, большая сила заключена в женской «слабо­сти». И бессильны как женщины оказываются те из них, кто поддается соблазну таких «модных» привычек, как курение, излишне «свободные» манеры и т. д. Они сами лишают себя возможности специфически, по-женски влиять на мужчин, хотя себе они кажутся интересными, современными, передовы­ми. Происходит это, во-первых, от непонимания мужской пси­хологии, от незнания того, какие именно качества женщин привлекают мужчин, и, во-вторых, от того, что качества, кото­рые позволяли девушкам более свободно чувствовать себя среди представителей мужского пола, в мужской компании, бесполезны или даже вредны при вступлении в брак и в супру­жеской жизни. Сходные с мужскими манеры действительно позволяют женщинам порою по-свойски общаться с мужчина­ми, быть с ними в дружеских отношениях, но из этих отно­шений никогда не вырастает настоящая любовь. Дело в том, что женщина только в том случае будет привлекательной для мужчины, если у него на ее присутствие будет возникать какая-то реакция, если его поведение при этом непроизвольно, пусть и в небольшой степени, но меняется. Иными словами, жен­щина всегда должна быть для мужчины осознанным или неосознанным стимулом. Усваивающие же мужские манеры женщины теряют такую возможность влиять на мужчин, абсо­лютно ничего не приобретая взамен.

 

Библиографический список:

1.  Азаров Ю.П. Семейная педагогика. Педагогика любви и свободы. М., Аргументы и факты 2003.

2.  Петровский А.В. Дети и тактика семейного воспитания. М., Знание 1981.

3.  Соловейчик С. Педагогика для всех. М., 1987.