В нашей стране семья — это союз мужчины и женщины, объединенных чувством любви, дружбы, взаимного уважения, ведущих при этом общее хозяйство и оказывающих друг другу моральную и материальную поддержку. Важнейшей задачей семьи является рождение и воспитание детей, развитие их физических и духовных сил — в органической связи с общественным воспитанием в духе преданности Родине.
Семья — это выработавшаяся за многие века форма объединения людей мужского и женского пола в интересах создании нормальных условий для их повседневной жизнедеятельности, сохранения здоровья (известно, что заболеваемость людей в семье ниже, а продолжительность жизни выше, чем несемейных), рождения и воспитания детей, передачи жизненного опыта, осуществления преемственности поколений. Ясно, что семья представляет собою большую ценность, и в интересах общества необходимо всячески ее укреплять.
В прежнее время в обществе действовало множество факторов, препятствующих формальному распадению семьи и в том случае, когда фактически она переставала соответствовать своему назначению. Ведь не случайно брак был наиболее «устойчивым» в то время, когда согласия жениха и невесты на вступление в брак и не требовалось: обо всем договаривались родители. Однако о семейном счастье говорить тогда и не приходилось. В настоящее время браки заключаются почти исключительно на основе взаимной симпатии и любви.
Поскольку современный брак основан прежде всего на любви, важнейшую роль в нем играет сохранение и развитие этого чувства в совместной жизни. Однако этому препятствует прежде всего то существенное обстоятельство, что молодые люди далеко не всегда способны различать качества возможного будущего супруга, необходимые для совместной жизни, и качества, приятные для времяпрепровождения в компании. Нередко они вообще не нацелены на такую оценку. Иначе в качествах, высокоценимых ими в партнерах, не попадали бы на первые места такие, как умение танцевать или играть на гитаре, или еще что-либо в том же духе. По сути дела, многие не способны различать некоторые навыки, которыми обладают представители противоположного пола, и качества их характера, их нравственные достоинства. А не могут они этого потому, что никто их этому не только не учит, но даже и не ставит перед ними вопроса о необходимости этого. Хочется верить, что читатели этой книги сумеют избежать этой ошибки.
У многих молодых людей складывается неверное понимание семьи: девушки и юноши не осознают, что семья — это действительно ячейка общества, а не замкнутое в себе сожительство мужчины и женщины.
Нередко молодые люди неспособны разобратьсяисвоих чувствах, отличить любовь от влечения, от влюбленности. Так, при опросе в Санкт - Петербурге тысячи разведенных супругов выяснилось, что 27,3% опрошенных никогда не шли на уступки своему бывшему супругу, а 59,7% —только иногда. Поскольку речь идет об уступках в повседневной жизни, а не принципиальных разногласиях, где каждый человек должен отстаивать свою позицию, то такая неуступчивость может быть объяснена только отсутствием истинной любви. Не зря ведь сказано, что «истинная любовь не только приемлет человека таким, каков он есть, но и хочет его именно таким».
В семейной жизни порою преувеличивают значение мелочей, неоправданно придают им слишком большое значение, толкуют их слишком широко и т. д. Многие не понимают, что в принципе конфликты между людьми вполне возможны и важной пробой душевных качеств человека является его отношение к конфликту, умение разрешить его без ущерба для другого человека. Многие не понимают, что в любом конфликте победившей стороны все равно нет, — проигрывают равно оба участника конфликта. Недостаточно уважительное отношение к людям приводит к стремлению, часто неоправданному, переделать супруга. А ведь если недостатки небольшие, то нужно, зная их естественность для всякого человека, относиться к ним с пониманием, терпимостью. Если же недостатки эти большие, то нужно уметь увидеть их заблаговременно.
Нужно ли говорить, что воспитание и такой терпимости, и такой критичности уместно и необходимо еще в те годы, когда опоздании реальной семьи нет и речи.
От чего же еще зависит прочность будущего брака? Важное значение имеют те качества супругов, которые не осознаются ими самими, но поддаются воспитанию при осознанном к ним отношении родителей. Качества, которые закладываются сегодня, а роль свою сыграют завтра.
Прямое отношение к проблеме прочности брака имеет женственность. Так, наблюдения свидетельствуют о том, что «чаще всего неудачными, несчастными в семейной жизни бывают те из пациенток, которые словно нарочно стремятся скрыть признаки женственности. Папироса в зубах, резкий голос, слишком свободная, грубоватая манера держаться, намеренно мужские обороты речи...» Напротив, «брак с истинно женственной девушкой влияет на мужчину двояко. С одной стороны, он становится более мужественным от потребности опекать, защищать, с другой — резкие черты его характера смягчаются, постепенно он и сам становится ласковее и добрее...».
Действительно, большая сила заключена в женской «слабости». И бессильны как женщины оказываются те из них, кто поддается соблазну таких «модных» привычек, как курение, излишне «свободные» манеры и т. д. Они сами лишают себя возможности специфически, по-женски влиять на мужчин, хотя себе они кажутся интересными, современными, передовыми. Происходит это, во-первых, от непонимания мужской психологии, от незнания того, какие именно качества женщин привлекают мужчин, и, во-вторых, от того, что качества, которые позволяли девушкам более свободно чувствовать себя среди представителей мужского пола, в мужской компании, бесполезны или даже вредны при вступлении в брак и в супружеской жизни. Сходные с мужскими манеры действительно позволяют женщинам порою по-свойски общаться с мужчинами, быть с ними в дружеских отношениях, но из этих отношений никогда не вырастает настоящая любовь. Дело в том, что женщина только в том случае будет привлекательной для мужчины, если у него на ее присутствие будет возникать какая-то реакция, если его поведение при этом непроизвольно, пусть и в небольшой степени, но меняется. Иными словами, женщина всегда должна быть для мужчины осознанным или неосознанным стимулом. Усваивающие же мужские манеры женщины теряют такую возможность влиять на мужчин, абсолютно ничего не приобретая взамен.
Библиографический список:
1. Азаров Ю.П. Семейная педагогика. Педагогика любви и свободы. М., Аргументы и факты 2003.
2. Петровский А.В. Дети и тактика семейного воспитания. М., Знание 1981.
3. Соловейчик С. Педагогика для всех. М., 1987.