Состояние здоровья детей России вызывает обоснованную тревогу. По данным специалистов, около 90% детей имеют отклонение в физическом и психическом здоровье; 30-35% детей, поступающих в школу, уже имеют хронические заболевания; за годы обучения в пять раз возросло число нарушений зрения и осанки, в четыре раза увеличивается количество нарушений психического здоровья, в три раза увеличивается число детей с заболеванием органов пищеварения: до 80% юношей призывного возраста по медицинским критериям не готовы к службе в Вооруженных силах. Подобное состояние здоровья - результат длительного неблагоприятного воздействия не только социально-экономических, экологических, но и ряда педагогических факторов.
Хотелось бы выявить причины резкого, можно сказать, катастрофического падения интереса детей к физической культуре и спорту, подвижным играм, вообще, к активным формам отдыха. Задача чрезвычайно сложная, но опыт работы и общения с детьми и их родителями, думается, поможет нам, хотя бы примерно, очертить круг причин, приведших к возникновению данной проблемы, и наметить пути выхода из создавшегося кризиса.
Не секрет, что большинство людей лишь с возрастом познают истинную цену своего здоровья, начинают отчетливо понимать, что никакие жизненные успехи и материальные блага не могут компенсировать его потерю. Вполне естественно, что детей и вовсе не волнует проблема сохранения здоровья. Забота о нем всегда была и будет уделом взрослых – семьи, школы, внешкольных и дошкольных учреждений.
Но, по-видимому, еще очень многие родители и педагоги забывают или просто не понимают, что обучать, воспитывать и гармонично развивать ребенка, как личность, легче, если он здоров и хорошо физически развит. И сегодня мы пожинаем горькие плоды, выросшие на почве непонимания, недооценки роли физического воспитания в воспитательном процессе.
Справедливости ради надо сказать, что школа и другие учебно-воспитательные учреждения многое делают для решения вопросов, связанных с сохранением и укреплением здоровья детей средствами физического воспитания. Однако не уменьшающееся число школьников с отклонениями в состоянии здоровья, как общий уровень здоровья наших детей, говорит о невысокой эффективности этой работы. В чем же корень проблемы?
Отлучение детей от массового спорта усугубилось всевозрастающим влиянием на них новых форм развлекательной сферы, их стремлением быть на острие моды в музыке, одежде, манере поведения и т.д. Поскольку в этот набор престижных занятий не входит физические совершенство, сражение за влияние на подрастающие поколение мы, взрослые, тогда проиграли. Так постепенно физическая культура, как это ни горько констатировать, стала нелюбимым предметом, а от массового спорта осталось, пожалуй, только название.
Переориентация детских интересов вылилась в опасное уменьшение объема двигательной активности, привела к серьезным последствиям: с каждым годом увеличивается число детей, имеющих излишний вес, недостаточное и негармоничное развитие мускулатуры (и, как следствие этого, порой значительное нарушение осанки) и многие другие отклонения в физическом развитии и состоянии здоровья. Детей такое положение не волнует, ибо эти недостатки превратились для них в норму. К сожалению, и для большинства взрослых тоже.
И действительно, до поступления ребенка в школу семья активно участвует во всех физкультурно-оздоровительных и других мероприятиях, которые осуществляют детские учреждения. С поступлением ребенка в школу такое положение как бы по инерции сохраняется только в 1 классе. Однако довольно быстро у родителей возникает вопрос о том, что в дальнейшем все проблемы будут решены школой.
Здоровье – бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. Поэтому, учителя физической культуры нашей школы взяли за основу своей работы: сохранение здоровья учащихся за период обучения.
К сожалению, здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но вот уже четвертый год школа № 28 работает по программе «Здоровье». В основе педагогического опыта учителей физкультуры нашей школы лежат основополагающие приоритеты:
1. Здоровый ребенок – практически достижимая норма детского развития.
2. Оздоровление – не совокупность лечебно-профилактических мер, а форма развития психофизиологических возможностей детей.
3. Индивидуально-дифференцированный подход – основное средство оздоровительно-развивающей работы с учащимися.
Ведущая педагогическая идея– мотивировать детей к тому, чтобы они с самого раннего возраста ценили, берегли и укрепляли свое здоровье, стремились стать более здоровым и развитым не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически.
Основная цель работы учителей физкультуры - создание наиболее благоприятных условий для формирования у школьников отношения к здоровому образу жизни как одному из главных путей в достижении успеха в условиях современного общества.
Для достижения цели члены школьного МО учителей физкультуры поставили перед собой следующие задачи:
1. Формирование у обучающихся необходимых знаний, умений и навыков здорового образа жизни.
2. Повышение мотивации у обучающихся к здоровому образу жизни и занятиям физической культурой.
3. Популяризация преимуществ здорового образа жизни, расширение кругозора школьников в области физической культуры и спорта.
Для наиболее эффективной работы с обучающимися, особое внимание уделяем:
1. совершенствованию учебно-воспитательного процесса;
2. повышению уровня профилактической и коррекционной работы;
3. поддержанию интереса школьников к занятиям физической культурой и спортом;
4. формированию практических навыков здорового образа жизни.
При планировании работы на год методическое объединение исходит из того, что основной формой физического воспитания в школе является урок. Однако, при всей его значимости, большая роль в приобщении учащихся к ежедневным занятиям физическими упражнениями принадлежит внеклассной работе. Здесь важно, чтобы физкультурно-оздоровительные мероприятия охватывали всех учащихся школы. Поэтому при составлении календаря школьных спортивно-массовых мероприятий мы стремились обеспечить единство учебной и внеклассной работы. Физкультурно-оздоровительная работа осуществлялась в школе по плану и включала различные мероприятия: участие в городской спартакиаде школьников; «Дни здоровья», «Веселые старты», олимпиады по физической культуре, спортивные соревнования в дни каникул, соревнования по туризму, шахматам среди учащихся и педагогов, проведение «Недели спорта».
Санитарно-просветительское и оздоровительно-гигиеническое воспитание учащихся и родителей проводилось учителями, классными руководителями, психологом, социальным педагогом, медицинскими работниками через беседы с учащимися, родительские собрания, встречи с врачами - специалистами, консультации, круглые столы, лекции.
Повышению эффективности физкультурно-оздоровительной работы, формированию здорового образа жизни помогает хорошая материально-спортивная база, состояние спортивного оборудования и физкультурного инвентаря.
В школе осуществлялся врачебно-педагогический контроль за состоянием здоровья учащихся. Медицинское обследование школьников, проводилось в течение года.
Медицинские работники, социальный педагог формируют ежегодно базу данных о состоянии здоровья, индивидуальных психофизических особенностях воспитанников. 113 учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе, занимаются физической культурой по специальной программе.
Деятельность преподавателей физического воспитания направлена на вовлечение школьников в систематические занятия физической культурой и спортом в спортивные секции и группы оздоровительной направленности. В школе работает 19 видов секций по различным видам спорта.
В качестве ведущей педагогической идеи, вытекающей из темы нашей работы, мы выделяем прежде всего идею сотрудничества с родителями, медицинским персоналом, психологом, классными руководителями. Целью такой работы является повышение авторитетности занятий физической культурой, укрепление здоровья и формирование навыков ведения здорового образа жизни. Ее реализация уже принесла неплохие результаты как в урочной деятельности, так и во внеклассной работе.
Главнойцелью работыметодического объединения учителей физкультуры – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе. Для достижения цели члены школьного методического объединения учителей физкультуры поставили перед собой следующиезадачи:
üсформировать у обучающихся необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни;
üнаучить школьников использовать полученные знания в повседневной жизни;
üобучить школьников приемам мобилизации и релаксации и духовного самосовершенствования.
Средства достижения поставленной цели.Поставленные перед методическим объединением учителей физической культуры задачи решаются через:
1) совершенствование методики проведения урока,
2) индивидуальную работу со слабоуспевающими и физически развитыми обучающимися,
3) коррекцию знаний школьников на основе диагностики развития способностей и природных задатков,
4) мотивацию школьников к учению.
Основными формами методической работы учителей физической культуры была работа над темами самообразования, взаимопосещение и анализ уроков по плану внутришкольного контроля, педагогический мониторинг, подготовка и проведение предметной недели, разработка методических рекомендаций в помощь учителю, организация и контроль курсовой подготовки учителей, аттестация. Ведется работа среди учителей по разработке сценариев, уроков, а так же методических рекомендаций.
Школа работает по комплексной программе «Я гражданин», которая включает программы «Здоровье» и «Детство без», направленные на формирование здорового образа жизни обучающихся 1-11 классов и профилактику негативных явлений. В систему мер по формированию здорового образа жизни включены следующие мероприятия: проведение традиционного месячника «Здоровью – да, вредным привычкам – нет!», «Неделя спорта», Всероссийский день здоровья, тематические классные часы, конкурсы плакатов и рисунков, выпуски тематических радиопередач «Весело живем, здоровыми растем»), выступления с публикациями в городской газете «Веснушка», проведение совместных праздников «Папа, мама, я - здоровая семья».
В школьной библиотеке организованы и постоянно действуют выставки «У опасной черты», «Здоровый образ жизни». Библиотекарем проведены встречи с врачами городских поликлиник «Осторожно – туберкулез» (9 класс), «За здоровый образ жизни». (11 класс). В качестве наглядной агитации оформлен стенд в медицинском кабинете «Женщина и здоровье», выпускаются санбюллетни.
В соответствии с программой физического воспитания и планом спортивно-массовых мероприятий, утвержденным на методическом объединении учителей физической культуры проводятся «Дни здоровья». В их программу включаются мероприятия для активного отдыха, массовые игры, соревнования по туризму и ориентированию. При проведении «Дней здоровья» на открытом воздухе, учащиеся получают возможность проявить большую активность, самостоятельность и инициативу в действиях. Проведение физкультурных занятий на открытом воздухе обеспечивает выполнение одной из важнейших задач физического воспитания – совершенствование функциональных систем – закаливание организма ребенка.
Теория и практика физического воспитания убедительно свидетельствуют, что особую значимость имеют упражнения, направленные на развитие выносливости (бег, прыжки, подвижные игры, туризм, ориентирование), способствующие расширению функциональных возможностей сердечно-сосудистой, дыхательной систем, совершенствованию деятельности центральной нервной системы и, тем самым, общему укреплению здоровья и повышению работоспособности организма. Проведение же таких занятий на открытом воздухе, в лесу при достаточной двигательной активности детей обеспечивает хороший закаливающий эффект.
Хочется поделиться опытом проведения «Дней здоровья» у нас в школе. Согласно плану спортивно-массовых мероприятий, они проводятся два раза: в начале и в конце учебного года для 5-11 классов.
В один из осенних дней учащиеся школы отправляются в лес для проведения соревнования по кроссу «Золотая осень». Дети выполняют бег 500 метров (девушки), 1000 метров (юноши).
После подведения и награждения победителей, ребята занимаются по произвольной программе: играют в волейбол, футбол, пекут картошку в костре, поют песни.
Весной все отправляются на занятия по туризму. Он является важной составляющей внеклассной спортивной работы. Участие в туристических походах способствует развитию таких качеств, как личная инициатива и взаимная выручка, настойчивость, сила воли и высокая дисциплинировать. Пребывание на свежем воздухе, воздействие солнца и дозированных физических нагрузок, разнообразие впечатлений нормализуют деятельность центральной нервной системы, восстанавливают силы, повышают работоспособность.
Учащиеся 5-11 классов вместе со своими классными руководителями выдвигаются в лес Обуховские дачи для проведения общешкольного слета, здесь проводятся соревнования по туристическим навыкам. Ребята соревнуются в прохождении полосы препятствий, ориентировании (хождении по азимуту). Кроме этого, проводятся конкурсы художественной самодеятельности, на лучшую газету, конкурс поваров, спортивные соревнования. Остальное время дети просто отдыхают, общаются с друг с другом.
В конце III четверти проводили «Неделю спорта» в 1-11 классах. При планировании этих соревнований разрабатываются положения для каждой параллели: 1-3 классы «Веселые старты»; 4-5 классы – соревнования по «Перестрелке»; 6-7 классы – «Пионербол»; 8-9 классы «Баскетбол»; 10-11 классы (девушки) – «Волейбол»; 10-11 классы (юноши) - «Футбол».
Эти соревнования проходят с большим интересом, у учащихся поднимается настроение, появляется желание заниматься в дальнейшем спортом, дети записываются в секции понравившего вида спорта.
Занятия на уроках, участие в соревнованиях, одним словом, физкультура – одна из основ нашего здоровья.
Именно учителя физкультуры должны помочь ребятам избавиться от сутулых плеч и впалой груди, развивать у них силу, быстроту, гибкость, ловкость.
Это особенно важно в современных условиях с резко обострившейся экологической обстановкой и возросших стрессовых воздействиях.
Однако в обучении физической культуре есть несколько типичных проблем, заставляющих учителей обращаться к опыту своих коллег, к новаторским идеям, к науке. Основными проблемами можно считать следующие:
1. Низкий авторитет предмета
2. Слабая материально-техническая база
3. Перегруженность залов.
Для повышения авторитета предмета нужен новый подход к физкультуре в школе, соединяющий в одно целое уроки физкультуры и спортивные внеклассные мероприяти